|
|
Материал опубликован - 10/02/2004 Vorbis против... всех?, Эта статья прислана для участия в нашем конкурсе статей. Задача качественного сжатия аудиоинформации во многом имеет прикладное значение, и это, естественно, привело к тому что в последнее время появилось множество различных кодеков, позволяющих достаточно качественно кодировать аудиоданные. Можно заметить, что ситуация с разнообразием инструментов весьма напоминает путаницу с алгоритмами кодирования видеосигнала, где на одну спецификацию MPEG4 приходится чуть ли не десяток реализаций. На данный момент на рынке имеется шесть наиболее популярных форматов:
Каждый из них чем-то лучше, а чем-то - хуже других, и выбрать лидера непросто. Реальные отличия кодеков не лежат на поверхности, и рядовому пользователю достаточно сложно разобраться в явных и скрытых свойствах этих форматов. Безусловно, MP3 сейчас является самым распространённым форматом сжатия аудио. Но вовсе не потому, что он - лучший по качеству звучания или компрессии. Просто исторически сложилось так, что он появился на рынке намного раньше других форматов. Еще одна весомая причина - это инертность производителей разнообразной мультимедийной техники, не желающих вводить новые аудиоформаты. К сожалению, нельзя забывать и об отсутствии нормальной информации о выходе новых кодеков, а также о том, что в Рунете невозможно найти адекватное и актуальное объяснение технологий сжатия аудиоданных. Последнее нормальное сравнение MP3 с Ogg (что не совсем корректно, поскольку Ogg - это контейнер для аудиоданных, сжатых с использованием алгоритмов Vorbis, FLAC или Speex) датировано 2001 годом и относится к одному из бета-релизов Ogg Vorbis, в то время как финальный релиз вышел 19 июля 2002 года, и с тех пор у нас ничего о нём не было слышно. Так что же такое Ogg Vorbis? Ogg (именно Ogg, а не OGG! Ogg - это слово, в то время как OGG воспринимается как акроним. Произносится Ogg как "ог"), как я уже писал, - это контейнер. Такой же, как OGM, как Matroska, как AVI или MP4. Контейнер представляет собой виртуальный ящик, позволяющий хранить в себе различные данные. В случае с Ogg - это аудиопоток и текстовые данные: наименование песен, альбома, исполнителя и другие комментарии. В других случаях в контейнере может хранится несколько видео- и аудио-потоков с разными характеристиками, а также субтитры, меню, данные о главах, статичные изображения и так далее. Контейнер MP3 в этом смысле несколько ограничен, туда невозможно добавить дополнительные поля. Контейнер Ogg поддерживает ограниченое количество предопределённых полей (Title, Artist, Album, Track, Date, Genre, Comment), и неограниченное число полей Other с собственными заголовками и содержимым (к сожалению, пока только текстовым). Соответственно, Vorbis - это название алгоритма сжатия звука. То есть, это CODEC (кодер/декодер), который в зависимости от настроек пользователя и своих алгоритмов решает, как именно нужно сжимать звуковые данные. Адаптивный цельнопреобразовательный алгоритм кодека Vorbis основан на том же принципе, что и MP3, а именно на MDCT (Modified Discrete Cosine Transform, модифицированное дискретное косинусное преобразование), но на этом сходство форматов заканчивается. Vorbis, в отличие от, например, MP3, поддерживает разрядность до 24 бит, частоту дискретизации до 192kHz и до 255 звуковых каналов (включая 5.1), таким образом опережая MPEG-2, WMA и Musepack. Не буду перегружать текст техническими подробностями - любителям они неинтересны, а профессионалы могут и сами посмотреть спецификации. Теперь перейдём к преимуществам Ogg Vorbis, которые можно понять и пощупать:
Теперь рассмотрим слабые стороны, их немного:
В принципе, эти три пункта свидетельствуют об одном: Ogg Vorbis ещё слабо распространён, но ситуация очень быстро меняется, и с каждым годом этот формат становится всё более и более популярным. Итак, что мы имеем? На одной чаше весов - открытость стандарта, великолепная реализация алгоритма, оптимизация для потокового вещания, малый объём файлов и прекрасное качество звучания. На другой - лень производителей и пользователей, а также агрессивная рекламная политика конкурирующих форматов. Не повод ли задуматься? Тем более, что позиционируется Ogg Vorbis именно как замена MP3 для передачи аудиоданных в сети (из-за меньшего размера и лучшего качества), в том числе и для потоковой передачи, а также как стандарт де-факто для операционных систем "не-от-Microsoft". Как же можно получить файлы Ogg? Для начала покажу простой способ на примере CDex (тоже, кстати, open-source проекта). Для того, чтобы сконвертировать аудиотреки с CD в Ogg Vorbis, надо в настройках CDex указать Encoder: Ogg Vorbis DLL Encoder (идущий в поставке с CDex, так что вопросов возникнуть не должно) и указать желаемое качество. Voila! Конечно, можно пойти и более сложным путём (например, в том случае, если нет динамической библиотеки или она не подходит). Для этого есть Vorbis Tools, набор утилит, работающих из командной строки. "Подцепить" его к EAC (или любому другому грабберу) также не составит особых трудностей: в разделе "Compression options" выбираем "Passing scheme: Ogg Vorbis Encoder", указываем путь к файлу oggenc.exe, добавляем своих настроек по вкусу - и готово! Для воспроизведения Ogg Vorbis вам потребуется или WinAmp, или этот DirectShow плагин - для того, чтобы иметь возможность проигрывания файлов в Windows Media Player. Закончить мне хотелось бы словами Ричарда Столлмана (Richard Stallman): "Самый эффективный способ упрочить наше сообщество в будущем — нести в массы понимание ценности свободы — заставить как можно больше людей осознать неприемлемость несвободного ПО. В долгосрочной перспективе лучшей и самой надежной защитой служат люди, которые ценят свободу." Special thanks to (in order of appearance): Новости по теме:
- История развития мобильных ПК: любопытные факты из прошлого и настоящего [06.06.2005] |
|
Статьи |
Новости |
Файлы |
Словарь |
Форум |
Производители |
Товары и цены |
Каталог ссылок |
Доска объявлений |