Программное Обеспечение, Обзоры, статьи, тестирование,
  Компьютерный портал Hardvision Digital Сделать домашней Добавить в Избранное Обновить Напишите нам!
На главную | Карта портала | Реклама на сайте | Сегодня Четверг, 09 мая 2024
Видеосистема Процессоры Материнские платы Мобильные ПК Периферия Про софт Все обо всем
Мультимедиа Коммуникации Накопители данных MP3-плееры Система Аналитика
Поиск

Последние статьи

» Philips 190B6 – «Выбор редакции» КомпьютерПресс, 2005
» Выбор 17” LCD монитора: Philips 170B6
» Philips 190X5: Идеальный 19” LCD монитор для домашнего компьютера
» Цифровой фотоаппарат Sony Cybershot T7: мобильность цифрового фото
» Интегрированные устройства доступа Paradyne/Jetstream IAD-402, IAD – 801, IAD – 802, IAD – 1601
» КVM-переключатели - эффективное сетевое решение
» PCMCIA Creative Audigy 2 ZS Notebook: Мощь многоканального звука, упрятанная в маленькой карте расширения
» Обзор и тесты новой линейки КПК Dell Axim X50
» Протокол IPV6: будущее IP-технологий
» Рынок жаждет Wi-Fi. Тенденции , стандарты, спрос.

Хочу на портале

Мы рассмотрим все Ваши предложения и пожелания!

 

Фотоальбомы, фоторамки, печать фотографий

Узнать цену на товар:

Пример: GeForce FX 5700, Radeon 9800XT

Материал опубликован - 10/02/2004
Автор Alexander Nagorny aka [.m0r+al]

Vorbis против... всех?,
или какой кодек выбрать для сжатия аудио

Эта статья прислана для участия в нашем конкурсе статей.

Задача качественного сжатия аудиоинформации во многом имеет прикладное значение, и это, естественно, привело к тому что в последнее время появилось множество различных кодеков, позволяющих достаточно качественно кодировать аудиоданные. Можно заметить, что ситуация с разнообразием инструментов весьма напоминает путаницу с алгоритмами кодирования видеосигнала, где на одну спецификацию MPEG4 приходится чуть ли не десяток реализаций.

На данный момент на рынке имеется шесть наиболее популярных форматов:

  • MP3 (MPEG-1 layer 3)
  • Ogg Vorbis
  • WMA (Windows Media)
  • Musepack (MPC, основаный на стандарте MPEG1 layer 2)
  • AAC (Advanced Audio Coding)
  • RealAudio8 (ATRAC3, Adaptive Transform Acoustic Coding)

Каждый из них чем-то лучше, а чем-то - хуже других, и выбрать лидера непросто. Реальные отличия кодеков не лежат на поверхности, и рядовому пользователю достаточно сложно разобраться в явных и скрытых свойствах этих форматов.

Безусловно, MP3 сейчас является самым распространённым форматом сжатия аудио. Но вовсе не потому, что он - лучший по качеству звучания или компрессии. Просто исторически сложилось так, что он появился на рынке намного раньше других форматов. Еще одна весомая причина - это инертность производителей разнообразной мультимедийной техники, не желающих вводить новые аудиоформаты. К сожалению, нельзя забывать и об отсутствии нормальной информации о выходе новых кодеков, а также о том, что в Рунете невозможно найти адекватное и актуальное объяснение технологий сжатия аудиоданных. Последнее нормальное сравнение MP3 с Ogg (что не совсем корректно, поскольку Ogg - это контейнер для аудиоданных, сжатых с использованием алгоритмов Vorbis, FLAC или Speex) датировано 2001 годом и относится к одному из бета-релизов Ogg Vorbis, в то время как финальный релиз вышел 19 июля 2002 года, и с тех пор у нас ничего о нём не было слышно.

Так что же такое Ogg Vorbis?

Ogg (именно Ogg, а не OGG! Ogg - это слово, в то время как OGG воспринимается как акроним. Произносится Ogg как "ог"), как я уже писал, - это контейнер. Такой же, как OGM, как Matroska, как AVI или MP4. Контейнер представляет собой виртуальный ящик, позволяющий хранить в себе различные данные. В случае с Ogg - это аудиопоток и текстовые данные: наименование песен, альбома, исполнителя и другие комментарии. В других случаях в контейнере может хранится несколько видео- и аудио-потоков с разными характеристиками, а также субтитры, меню, данные о главах, статичные изображения и так далее. Контейнер MP3 в этом смысле несколько ограничен, туда невозможно добавить дополнительные поля. Контейнер Ogg поддерживает ограниченое количество предопределённых полей (Title, Artist, Album, Track, Date, Genre, Comment), и неограниченное число полей Other с собственными заголовками и содержимым (к сожалению, пока только текстовым).

Соответственно, Vorbis - это название алгоритма сжатия звука. То есть, это CODEC (кодер/декодер), который в зависимости от настроек пользователя и своих алгоритмов решает, как именно нужно сжимать звуковые данные. Адаптивный цельнопреобразовательный алгоритм кодека Vorbis основан на том же принципе, что и MP3, а именно на MDCT (Modified Discrete Cosine Transform, модифицированное дискретное косинусное преобразование), но на этом сходство форматов заканчивается. Vorbis, в отличие от, например, MP3, поддерживает разрядность до 24 бит, частоту дискретизации до 192kHz и до 255 звуковых каналов (включая 5.1), таким образом опережая MPEG-2, WMA и Musepack. Не буду перегружать текст техническими подробностями - любителям они неинтересны, а профессионалы могут и сами посмотреть спецификации.

Теперь перейдём к преимуществам Ogg Vorbis, которые можно понять и пощупать:

  • Ogg Vorbis является open-source проектом, то есть это открытый, свободный стандарт, не защищённый патентами. Отсюда следует, что:
    • его использование не требует лицензионных отчислений разработчику, в отличие от того же MP3, ключевыми патентами на который обладает немецкая Fraunhofer Gesellschaft (FhG), с удовольствием взымающая плату за возможность реализации алгоритма MP3 в мультимедийной технике;
    • он постоянно развивается и совершенствуется, причём обновления выходят чаще, чем у закрытых (проприетарных) форматов (последнее обновление, повысившее качество звучания при качестве кодирования 5..10 - неофициальная модификация Garf Tuned 3 beta 1). Кстати, во второй реализации Vorbis ожидается появление волновой (wavelet) технологии сжатия цифровых аудиоданных;
    • он не подвержен пагубному влиянию DRM (Digital Rights Management) и алгоритмов "защиты" содержимого;
    • кроме всего прочего, он легко переносится на любую платформу;
  • Формат Ogg Vorbis изначально оптимизирован для потокового вещания: степень сжатия может менятся автоматически в зависимости от условий передачи, пакеты не имеют предопределённого размера (минимального, максимального или ожидаемого), они (пакеты) могут быть обрезаны или повреждены - ничто из этого не вызовет сбоя воспроизведения, к тому же в контейнер встроен механизм коррекции ошибок;
  • Благодаря тому, что Vorbis - "урождённый" VBR (variable bitrate) формат, он не привязан к "ступеням" битрейта (96, 112, 128, 160, 192...), а кодирует каждый кадр (frame) с тем битрейтом, который больше всего соответствует текущим условиям (это может быть и 113, и 178, и 234);
  • В алгоритм кодека встроена функция "bitrate peeling" - возможность уменьшения битрейта без перекодирования;
  • Данные, сжатые по алгоритму Vorbis, в среднем занимают меньше места по сравнению с данными, сжатыми по алгоритму MP3. Или, при одинаковом размере, будут звучать лучше;
  • Ogg Vorbis идеально подходит в качестве стандарта передачи аудиоданных в глобальной сети, то есть является реальной заменой MP3 и WMA, а также подходит для хранения записей с качеством, близким к CD. Это доказывают многочисленные "слепые" тесты (когда участники теста не знают, каким алгоритмом зажат тот или иной файл - все они предварительно декодируются и предоставляются в формате WAV), проведённые независимыми исследователями:
    • C't - более 6000 сравнений
    • ff123 - около 1000 сравнений
    • mp3.wp.pl - более 11,7 тысяч сравнений
    • внутреннее тестирование, проведённое CDburner
  • Эти исследования показывают, что на низких битрейтах (96 и менее) у Vorbis нет конкурентов, на средних он звучит идентично с WMA, а на высоких битрейтах (от 170 и выше) Vorbis опережают только AAC, Real Audio 8 и - иногда - Musepack. В то же время, качество MP3 на всех битрейтах отмечено как наихудшее.
  • Ogg Vorbis всё чаще используется разработчиками программного обеспечения в своих продуктах (преимущественно в играх: LockOn, Heroes of Might and Magic IV, Unreal Tournament 2003, Vietnam, Код доступа: Рай, Crimsonland).
  • кодек нашёл применение в качестве стандарта для китайского EVD - Enhanced Versatile Disc, замене DVD.

Теперь рассмотрим слабые стороны, их немного:

  • важнейшим препятствием на пути Ogg Vorbis (как, в принципе, и любого другого формата) стоит консерватизм пользователей. Но это - от незнания :)
  • немалую роль играет сопротивление софтверных компаний (как гигантов, так и компаний помельче): несмотря на наличие всех исходных кодов и отсутствие лицензионных отчислений, разработчики или упорно игнорируют наличие альтернативных форматов, или вставляют им палки в колёса. Microsoft же, как всегда, агрессивно рекламирует своё детище - WMA, при этом выставляя худшие стороны в лучшем свете: поддержка DRM, по мнению Microsoft, является величайшим благом для пользователя. Кстати, Windows кроме "родных" форматов WMA, MP3 и WAV наотрез отказывается воспроизводить прочие аудиофайлы без совершения нетривиальных телодвижений, хотя, казалось бы, встроить поддержку свободного (!) формата было бы проще простого...
  • свою лепту вносят и производители мультимедийной техники, которые только к концу 2003 года начали потихоньку "раскачиваться" и встраивать поддержку Ogg Vorbis в плеера, диктофоны и блочные проигрыватели DVD. Иногда, правда, это делается за счёт других форматов (как поступила iRiver - пользователь может выбирать между WMA и Ogg, но вместе они быть не могут). Непонятно, почему это не делалось раньше.

В принципе, эти три пункта свидетельствуют об одном: Ogg Vorbis ещё слабо распространён, но ситуация очень быстро меняется, и с каждым годом этот формат становится всё более и более популярным.

Итак, что мы имеем? На одной чаше весов - открытость стандарта, великолепная реализация алгоритма, оптимизация для потокового вещания, малый объём файлов и прекрасное качество звучания. На другой - лень производителей и пользователей, а также агрессивная рекламная политика конкурирующих форматов. Не повод ли задуматься? Тем более, что позиционируется Ogg Vorbis именно как замена MP3 для передачи аудиоданных в сети (из-за меньшего размера и лучшего качества), в том числе и для потоковой передачи, а также как стандарт де-факто для операционных систем "не-от-Microsoft".

Как же можно получить файлы Ogg? Для начала покажу простой способ на примере CDex (тоже, кстати, open-source проекта). Для того, чтобы сконвертировать аудиотреки с CD в Ogg Vorbis, надо в настройках CDex указать Encoder: Ogg Vorbis DLL Encoder (идущий в поставке с CDex, так что вопросов возникнуть не должно) и указать желаемое качество. Voila!

CDex configuration

Конечно, можно пойти и более сложным путём (например, в том случае, если нет динамической библиотеки или она не подходит). Для этого есть Vorbis Tools, набор утилит, работающих из командной строки. "Подцепить" его к EAC (или любому другому грабберу) также не составит особых трудностей: в разделе "Compression options" выбираем "Passing scheme: Ogg Vorbis Encoder", указываем путь к файлу oggenc.exe, добавляем своих настроек по вкусу - и готово!

EAC configuration

Для воспроизведения Ogg Vorbis вам потребуется или WinAmp, или этот DirectShow плагин - для того, чтобы иметь возможность проигрывания файлов в Windows Media Player.

Закончить мне хотелось бы словами Ричарда Столлмана (Richard Stallman): "Самый эффективный способ упрочить наше сообщество в будущем — нести в массы понимание ценности свободы — заставить как можно больше людей осознать неприемлемость несвободного ПО. В долгосрочной перспективе лучшей и самой надежной защитой служат люди, которые ценят свободу."

Special thanks to (in order of appearance):
Axbat
Skorokhod
Cyr_P
Lazylast
участникам форума iXBT Hardware BBS » Мультимедиа (Stas_1, Eugene N., Eeeek!, Moneo)


Новости по теме:

- История развития мобильных ПК: любопытные факты из прошлого и настоящего [06.06.2005]
- Google наступает на фронте цифровых фотосервисов [20.01.2005]
- Представлен первый в мире мобильный телефон с детектором движения [14.01.2005]
- Удобное дополнение для Google - Lost Goggles 10b2 [04.12.2004]
- Шведский mp3-плеер с OLED дисплеем [07.11.2004]
- Плеер MP-400 Excentrique: золотой \"прикид\" [05.11.2004]
- Возможно Google делает собственный браузер [21.10.2004]
- 1 Гб MP3 плеер весом 30 грамм [18.10.2004]
- Google готовит к выпуску собственный браузер [18.10.2004]
- MX-100: новый MP3-проигрыватель Median [16.10.2004]
- Google празднует шестилетие [29.09.2004]
- Google поделится рекламными доходами с блогерами [22.09.2004]
- Rover Computers анонсировал МР3-плеер с цветным дисплеем [21.09.2004]
- Первая заплатка для Doom 3 - КАЧАЕМ ВСЕ! [11.09.2004]
- Аудиоплеер NHJ VHD-1500 [05.08.2004]
- МР3-плеер DMC 800 Ultra с винчестером на 20 Гб [26.07.2004]
- Миниатюрный MP3-плеер с жестким диском [25.07.2004]
- Медиаустройство Neuston Virtuoso MC-500 [21.12.2003]
- Ogg Vorbis в «железе» [05.08.2003]
- PlayStation 2 превращается в домашний аудио-видео-центр [15.05.2003]


Обсудим в форуме!



Последние новости

 Читать еще новости
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»

Рассылка
Файлы
Новости
Статьи


Авторские права HardVision Digital © 2001-2024 | Дизайн и программирование by {digit}
При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна.
Ведется регулярная проверка ворованного контента в Интернете алгоритмом Copyscape.