|
|
Материал опубликован - 24/04/2000 Звуковая система Sound Blaster Live! Platinum 5.1 Начав выпуск звуковых карт Sound Blaster Live! ("саунд бластер жив!") в 1988 году, Creative довела его к 2000 году до целой звуковой системы Platinum. Конечно, это еще не комплексная звуковая студия, мечта музыканта, однако система полностью покрывает потребности большей части пользователей компьютеров в области звука - от игроманов до музыкантов средней руки. Последний вариант системы - Platinum 5.1 - включает поддержку шестиканального стандарта объемного звука Dolby Digital 5.1 и дистанционного управления с инфракрасного пульта. Комплектация При распаковке коробки Platinum 5.1 на свет появляется богатый и пестрый набор различных вещей, которые вместе образуют весьма увесистый список: - Сама звуковая карта стандарта PCI. Входящие в комплект компакт-диски содержат драйверы звуковой системы, руководства пользователя в формате PDF на 12 языках, включая русский, банки инструментов SoundFont 2, демонстрационные звуковые и видеоролики, программы Acrobat Reader 4.05, Creative Play Center, PixMaker, MediaRing Talk, Mixman Studio, LAVA Player 2.5, FutureBeat 3D, Cubasis VST, WaveLab Lite, ReCycle Lite, игры Rage Rally и MDK 2. Требования к системе - Процессор Pentium-166 или более мощный. Установка Как и все предыдущие звуковые карты Creatve, эта карта не создала никаких проблем
с установкой. Впрочем, в самом начале создалось впечатление, будто что-то не
так - не работал пульт дистанционного управления, аварийно завершалось приложение
микшера, не работала запись с Live In. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось,
что виновата моя Windows 95 OSR2, которая сочла возможным без предупреждения
выделить для SB Live! линию прерывания, уже занятую другой звуковой картой,
ибо свободных линий в моем зоопарке из трех звуковых карт и внутреннего модема
уже не было. После распределения номеров прерываний вручную все проблемы исчезли. Устройство и возможности системы Карта Сама звуковая карта, имеющая код модели SB0060 (фирма решила назначить собственные буквенные индексы различным выпускаемым изделиям, в противоположность прежнему единому индексу CT) представляет собой разновидность модельного ряда типовой карты SB Live!, построенного на основе специализированного сигнального процессора (DSP) EMU10001 (EMU10k1) фирмы E-mu Systems, имеющего следующие основные характеристики и возможности: - 32-разрядная внутренняя шина данных. Как известно, EMU10k1 является развитием процессора EMU8000, который использовался в профессиональных музыкальных инструментах E-mu, а также - в звуковых картах SB AWE32, SB 32, SB AWE64 производства Creative. EMU10k1 также разработан отнюдь не для мультимедийной звуковой карты, а как универсальный звуковой и музыкальный DSP, способный при помощи микропрограмм и аппаратной обвязки выполнять самые различные операции со звуком. Например, в SB Live! Platinum 5.1 этот DSP, помимо стандартных для звуковой карты операций, занимается еще и декодированием звуковых потоков в стандарте Dolby Digital 5.1. Основные характеристики звуковой карты: - Запись и воспроизведение 8- и 16-разрядного моно- и стереозвука с частотой
дискретизации до 48 кГц. На фиксирующей планке самой карты расположен стандартный набор разъемов: микрофонный и линейный входы, линейные выходы для основной (фронтальной) и вспомогательной (тыловой) акустических систем, а также аналоговый/цифровой выход для акустических систем объемного звучания Dolby. Выход для основной акустической системы может использоваться и для подключения наушников. По умолчанию цифровой сигнал со входов S/PDIF передается сигнальному процессору карты, однако есть возможность прямой передачи его на цифровые выходы (оптический и электрический). Для этого в настройках драйвера (Device Controls в панели Audio HQ) нужно отметить пункт Enable S/PDIF Bypass в закладке Digital I/O. По умолчанию прямое соединение выходов и входов запрещено, и сигнал со входов подается в канал записи, а сигнал на выходах берется из канала воспроизведения. Как и в ранних версиях SB Live!, все цифровые сигналы внутри сигнального процессора приводятся к единому формату на частоте дискретизации 48 кГц. Это нужно иметь в виду при работе с другими устройствами S/PDIF, так как при записи и последующем воспроизведении сигнал подвергается хоть и небольшой, но все же обработке для передискретизации, поэтому он будет немного отличаться от оригинала, и полного цифрового совпадения не получится. SB Live!, как и многие звуковые карты типа PCI, имеет так называемый мультиклиентный (multi-client) драйвер, позволяющий воспроизводить звук нескольким приложениям одновременно. В настройках драйвера (Device Controls в панели Audio HQ) можно задать максимальное количество клиентов, по умолчанию установлено значение 4. Блок Drive IR Свое название блок получил за то, что устанавливается в отсек для дисковых приводов (drives), и имеет в своем составе приемник инфракрасного излучения (infrared, IR) от пульта дистанционного управления. Аналогичный блок в предыдущей версии системы, SB Live! Platinum, назывался просто Drive I или Drive II (второй вариант, как и Drive IR, имел разъемы оптических интерфейсов и входов Aux (аналоговые RCA). Стандартные электрические (RCA, "тюльпан") и оптические разъемы S/PDIF расположены на панели блока Drive IR. Разъем DIN-7 на прилагаемой в комплекте планке предназначен для подключения цифровой акустической системы DTT 2500/3500 или другого подобного оборудования. Также на блоке расположены раздельные входы левого и правого каналов Aux In L/R с разъемами RCA ("тюльпан"). Сюда можно подключать выходы телевизора, видеомагнитофона, а также - любой другой звуковой аппаратуры, имеющей раздельные выходы левого/правого каналов. Микрофонный вход и выход для наушников на блоке выполнены с разъемами под стандартный звуковой джек диаметром 6.3 мм, используемый в профессиональной звуковой аппаратуре, и снабжены регуляторами уровня. Регулятор входного уровня микрофона имеет выключатель, срабатывающий в крайнем левом положении и закорачивающий вход на землю, отсекая лишние помехи. Впрочем, шумы микрофонного входа становятся заметными в общем шуме лишь при введении регулятора более, чем наполовину, а до этого прироста шума не ощущается даже на индикаторе. По умолчанию, при вставленном в гнездо наушников джеке, автоматически отключаются выходы громкоговорителей, расположенные на планке самой карты. Если это нежелательно, автоматическое отключение можно запретить в панели Audio HQ (Device Controls, закладка Live! Drive). И наконец, на Drive IR находятся стандартные, "честные" вход и выход MIDI, к которым можно непосредственно подключать любые стандартные MIDI-устройства - синтезаторы, секвенсоры, датафайлеры и т.п. Правда, в отличие от версии SB Live! Platinum, где имелись стандартные "большие" разъемы, здесь используются уменьшенные разъемы Mini DIN-5, напоминающие разъем для мыши PS/2. Возможно, это сделано против попыток вставлять в них 5-контактные штекеры звуковых кабелей, которые широко использовались в звуковой аппаратуре прошлых лет. Для подключения стандартного MIDI-разъема DIN-5 в комплекте имеется два переходника. Пульт дистанционного управления Пульт условно разделен на пять секций: - Секция прямого выбора состоит из кнопок 0..9, непосредственно выбирающих
звуковую дорожку или пункт меню. Для использования пульта необходимо запустить Creative RemoteCenter, иконка которого размещается в панели задач. RemoteCenter воспринимает команды от пульта и выполняет требуемые действия. Работа с пультом организована так же, как и управление телевизором: на экране возникают специальные меню (OSD - On-Screen Display), отражающие изменяемые режимы и функции. При помощи пульта можно управлять не только режимами работы звуковой системы SB Live! и входящими в комплект программами Creative, но и любыми другими приложениями Windows. Интерфейс пульта позволяет выбрать "подконтрольное" приложение, после чего имитировать нажатие клавиш F1..F10 либо закрыть приложение. Сделано это скорее ради красоты, но тем не менее. Элементы программного обеспечения В комплекте прилагается несколько десятков различных программ, больших и маленьких, поэтому здесь я упоминаю лишь некоторые из них. AutoEAX Позволяет автоматически устанавливать индивидуальную конфигурацию пространственного звука (набор параметров EAX) для каждого запускаемого приложения. Это может пригодиться, например, для автоматического переключения параметров среды на большой зал для игровой программы, и на "сухую" комнату - для работы с музыкальным секвенсором. Surround Mixer Собственный микшер Creative для серии SB Live!. Хотя большинство регулировок в каналах могут быть сделаны и посредством универсального микшера Windows, Surround Mixer объединяет в себе управление всеми основными возможностями системы - уровнями записи/воспроизведения в каналах, выбором источника записи, конфигурацией звукоизлучателей, режимами работы EAX и т.п. KeyBoard Маленькая программа типа "виртуальная MIDI-клавиатура". С ее помощью можно быстро оценить звучание выбранных MIDI-инструментов из загруженных банков SoundFont и "покрутить" MIDI-контроллеры. KeyTar Забавная программа демонстрации игры на различных типах гитар - акустических, электрических обычных, электрических с обработкой звука. При нажатии кнопки мыши создается "виртуальный медиатор", которым можно зацеплять струны изображенной на экране гитары. Rhythmania Программа-самоиграйка, организующая ритмическое и аккордовое сопровождение игры на клавиатуре (MIDI или QWERTY). Автоматически гармонизирует сопровождение в зависимости от выбираемых на клавиатуре ключевых аккордов. Может работать в режиме секвенсора, просто записывая отдельные сыгранные партии для последующего редактирования и проигрывания в комплексе. FutureBeat 3D Программа типа "музыкальный конструктор". Содержит большое количество музыкальных стилей, звучаний инструментов и звуковых эффектов, из которых путем комбинирования можно составлять собственные композиции. Звучания могут автоматически подгоняться под ритмику композиции, что снижает требования к аккуратности игры. Созданный звук подвергается управляемой обработке для придания ему пространственных характеристик. PlayCenter 2 Проигрыватель звуковых роликов различных форматов (WAV, MP3, WMA, AC3 и т.п.), стилизованный под вид карманного MP3-плейера. Также позволяет "снимать" дорожки с компакт-дисков и создавать из WAV-файлов сжатые ролики MP3 и WMA. Тестирование Общие впечатления Собственного шума ЦАП и выходного усилителя на выходах системы не слышно совсем. Слышимый шум появляется только при включении сквозного контроля каких-либо входов - линейных или микрофонного. Своеобразно сделан контроль сигнала с микрофона - сигнал с микрофонного входа,
расположенного на карте, прослушивается только на карточном же выходе. На выход
для наушников Drive IR этот сигнал не поступает. Сигнал же с микрофонного/линейного
входа Drive IR поступает на оба выхода. Воспроизведение звука При воспроизведении тишины (потока нулевых отсчетов) на выходе карты по-прежнему нет слышимого шума. Это хороший знак, поскольку производители многих моделей звуковых карт принудительно глушат Wave-выход в паузах между воспроизведением оцифрованного звука. Таким образом, в паузе выход такой карты не пропускает шума ЦАП, а при воспроизведении звукового фрагмента шумы маскируются полезным сигналом, и услышать собственные шумы ЦАП и усилителя можно только при воспроизведении "тишины". В SB Live! уровень собственных шумов этого канала попросту ниже порога слышимости даже на максимальном уровне громкости. При воспроизведении инфранизкочастотной (5-10 Гц) синусоиды не возникает посторонних интерференционных свистов, как было в ISA-моделях SB. Это говорит о более высоком качестве выходного фильтра, подавляющего надтональные помехи, создаваемые ЦАП. Запись звука При отключенных аналоговых входах (для записи выбран внешний вход S/PDIF или
CD Digital) максимальная амплитуда собственного шума АЦП и его входного усилителя
составляет +/- 2 единицы 16-разрядного отсчета, или около -80 дБ. Средневзвешенная
мощность шума составляет около -95 дБ. Входные каналы S/PDIF и Aux 2 ("тюльпаны" на Drive IR) логически объединены в один канал записи в микшере, поэтому при записи их необходимо дополнительно переключать. В микшере Windows это делается в разделе "Дополнительно" канала S/PDIF/Aux 2 для режима воспроизведения (не записи!), а в микшере Creative - нажатием на значок "+", расположенный над соответствующим регулятором. Пометка пункта "Enable Auxiliary 2" в открываемом окне включает аналоговые входы RCA, снятие этой пометки переключает канал записи на внешний вход S/PDIF. Микрофон из комплекта системы - неплохой и достаточно чувствительный. Конечно, он не тянет на уровень профессиональных микрофонов, однако такой цели перед ним и не ставилось - это просто хороший мультимедийный микрофон для записи речи, любительского вокала, переговоров по сети и издевательства над голосом при помощи сигнального процессора системы. Проигрывание MIDI-композиций Хотя SB Live!, как и большинство других карт, и поддерживает стандартный набор инструментов General MIDI (GM), основное предназначение его синтезатора - работа с банками инструментов SoundFont 2 (SF2) и MIDI-композициями, написанными с их помощью. Как известно, на любом MIDI-синтезаторе "правильно" звучат только композиции, созданные конкретно для него, либо для совместимого модельного ряда, членом которого он является. Поэтому оценку звучания MIDI-файлов следует начинать не с абстрактных композиций стандарта GM, а с "родных" композиций, имеющих в комплекте банки инструментов SF2, которые перед прослушиванием нужно загрузить в память синтезатора. На установочном (Installation CD) компакт-диске системы, в каталоге Audio\Common\Media\SF2 прилагаются три таких демонстрационных композиции, снабженных каждая своим банком инструментов. При желании можно найти сколько угодно еще, зайдя в Интернет на любую из поисковых машин и набрав совокупность ключевых слов "midi", "soundfont", "blaster", "bank". Прослушать композиции, имеющие собственные SF-банки, можно при помощи Creative PlayCenter или MiniDisk Center, а также - при помощи секвенсора Cakewalk 5 или более поздней версии, различных программ-проигрывателей. Мне звучание композиций и синтезатора вообще понравилось - конечно, это не профессиональные композиции стандарта XG для синтезатора типа MU100, однако гораздо приятнее, чем у простых синтезаторов типа Vortex с их примитивными банками формата DLS. В комплекте поставки имеется также набор демонстрационных MIDI-роликов от фирм-производителей банков SoundFont, иллюстрирующих свои продукты - SoundFont ShowCase. Программа-обертка загружает банки и запускает композиции автоматически - достаточно лишь выбрать нужную композицию в меню. Эти ролики также сделаны достаточно качественно и неплохо звучат - музыканту-любителю будет, чему поучиться. Работа с банками инструментов Для создания, модификации, а также для изучения существующих банков в комплекте имеется традиционный редактор Vienna 2.3. Интерфейс редактора достаточно удобен, и позволяет наглядно распределять звучания по слоям и зонам, накладывать огибающие, менять параметры, задавать эффекты и тут же оценивать полученные звучания, играя на MIDI-клавиатуре. Обработка звука и наложение эффектов Для общего управления работой эффект-процессора EMU10k1 в составе AudioHQ имеется EAX Control Panel. С ее помощью вы можете задавать различные виды обработки звука для одного из выбранных источников, для MIDI-синтезатора, для совокупного звука на выходе карты. Можно как выбрать готовый пресет, так и вручную настроить параметры DSP, хотя последнее - задача весьма нетривиальная, и неумелым вмешательством гораздо проще получить какофонию, нежели оригинальный и интересный эффект. Для демонстрации различных эффектов - как EAX, так и классических музыкальных эффектов - имеется красивая программа SB Live! Experience. В ней можно задать конфигурацию громкоговорителей, оценить трехмерное позиционирование источников звука, моделирование звуковой среды помещения, реализацию эффектов (реверберация, хор, фленжер, резонансный фильтр, изменение высоты или частоты голоса, "роботизация" голоса и т.п.). Надо сказать, что демонстрационный набор подобран хорошо и выглядит весьма эффектно. Работа с акустической системой Dolby Digital 5.1 В качестве акустической системы использовалась новая модель PlayWorks DTT 3500 Digital, для которой система имеет специальный цифровой выход (Digital DIN). Качество звука получилось отличным и очень реалистичным. Даже при проигрывании обычного звукового CD с передачей звука от привода к карте по интерфейсу S/PDIF, звучание было заметно приятнее, нежели на обычную пару динамиков. А демонстрационные ролики AC3, найденные на установочном CD, создали яркое ощущение присутствия (правда, для вящего эффекта они записывались прямо изнутри оркестра, а не из зала, так что ощущение еще и весьма экзотичное). Поскольку усилитель-декодер акустической системы подключен к цифровому выходу процессора карты и имеет низкий уровень собственных шумов - шумов в паузе в динамиках практически не слышно, если только на карте не открыт какой-нибудь из шумных входов (микрофонный или линейный входы карты, входы Audio CD, TAD-In, Aux). Управление с пульта Я упомянул, что сразу после установки пульт ДУ у меня не работал, что было вызвано конфликтом линий прерываний с другой звуковой картой. Поэтому, если после установки у вас не работает пульт, хотя карта нормально воспроизводит звуки - прежде всего смотрите, нет ли конфликта прерываний в свойствах системы (Панель управления -> Система). Фотоприемник Drive IR имеет высокую чувствительность - в комнате, заставленной всяческой мебелью и заваленной хламом, приемник безотказно срабатывал независимо от того, куда был направлен пульт - на окошко Drive IR, на потолок, стену или мое собственное лицо перед компьютером. Система допускает регулировку чувствительности приемника, которая по умолчанию установлена в наивысший уровень (Very High). Если вас раздражает срабатывание приемника, когда вы случайно садитесь на валяющийся в углу на кресле пульт - можно снизить чувствительность в Creative RemoteCenter Manager. Обещанная функция управления с пульта SB Live! громкостью на акустических системах
SoundWorks/PlayWorks действительно работает (проверялось с тестовой акустической
системой PlayWorks DTT 3500 Digital). Для регулировки громкости используются
кнопки +/- при удержании нажатой кнопки Speaker. А вот управление звуковыми и видеороликами, а также - параметрами EAX с пульта - чрезвычайно удобная вещь, если вы любите слушать музыку или смотреть фильмы, не работая одновременно за компьютером. Заключение Я не претендую на всеобъемлющее описание состава и возможностей системы - тем
более, что различные модели карт серии SB Live! не раз были описаны до меня
на разных уровнях - от игроманов до музыкантов-профессионалов. От себя лично
скажу, что набор мне понравился - как по комплектации, так и по работе и звучанию.
Он на самом деле с избытком покрывает потребности большинства пользователей
PC в области звука, вполне удовлетворяя и игромана, и меломана, и музыканта-любителя,
и простого пользователя. Более того - несмотря на свою "мультимедийную"
ориентацию, SB Live! является весьма мощным инструментом обработки звука и создания
музыки, совсем недалеко ушедшим от профессиональной студийной аппаратуры. Звуковые
карты Diamond, Vortex и т.п., с которыми обычно сравнивают SB Live!, сравнимы
с ним разве что по общему качеству звука и возможностям в области пространственного
звучания; в области же музыкального творчества SB Live! в его ценовом классе
равных нет. А наличие широкого спектра моделей в серии - от недорогих Value
и OEM до объемистых систем, подобно описанной Platinum 5.1, оставляет покупателю
богатую возможность для выбора. Сам я уже практически решил поменять свой SB
32 со памятью "на борту" на одну из моделей SB Live! - вопрос лишь
в выборе конкретной модели из линейки. Ссылки по теме: - Внешняя
звуковая карта Sound Blaster Extigy Автор Евгений Музыченко В статье использовались материалы Creative |
Статьи |
Новости |
Файлы |
Словарь |
Форум |
Производители |
Товары и цены |
Каталог ссылок |
Доска объявлений |