Материал опубликован - 08/05/1999
Платформа 2000 года
Многие российские сайты по железу разразились обзорами о перспективах развития
рынка вычислительной техники на ближайшие несколько лет. У каждого сайта обзор
имел тематическую направленность. Я не хочу заглядывать так далеко - делать
прогнозы дело неблагодарное. Я попытаюсь предложить оптимальную платформу для
вхождения в новое тысячелетие. Конкретные комплектующие и точные параметры называться
не будут, а будут рассмотрены основные тенденции, наметившиеся в этом году.
Этот год стал урожайным для процессоров и видеокарт. Они появлялись как грибы
и в связи с этим цены шли вниз. Будем надеяться, что со временем этот процесс
еще больше ускорится. Развитие этих двух компонентов современного PC намного
опередило все остальные компоненты. Так что-же мы будем иметь в конце года?
В народе бытует мнение, что лучше иметь один мощный процессор, чем два слабых.
Это упоминалось даже на самом авторитетном в России сайте по железу. Позволю
себе не согласиться с этим. Распараллеливание вычислений приводит к гораздо
большему приросту вычислительной мощности системы, чем наращивание рабочей частоты.
Правда здесь есть одно "но"... И заключается оно в используемом программном
обеспечении. Обычные офисные пакеты не получат практически никакой выгоды от
архитектуры SMP, но спросите у любого пользователя пакета 3DStudio MAX и он
вам ответит, что предпочтет двухпроцессорную систему. Простым доказательством
преимуществ двухпроцессорной архитектуры являются современные видеокарты, работающие
в режиме мультитекстурирования.
Появившиеся в этом году дешевые двухпроцессорные платы для Celeron позволят
в сочетании с низкой ценой самих процессоров построить весьма мощную систему.
Правда поддержка SMP в Celeron сейчас под вопросом, но к концу года процессоры
P-II станут вполне доступны. Еще одна проблема - отсутствие массовой операционной
системы с поддержкой SMP. Наиболее близка к народу Windows NT, но она имеет
существенные ограничения для рядового пользователя. Вот наиболее выжные из них:
- высокая требовательность к ресурсам
- сложность настройки
- отсутствие поддержки многих новейших технологий AGP, USB. Для этого нужны
заплатки SP4 или SP5 Eng. Заплатка никогда не позволит достичь высокой эффективности,
какую даст изначальная встроенная поддержка(вспомните проблемы AGP в Win95,
которые так и не удалось решить)
- отсутствие поддержки DirectX выше 5.0
- высокая цена
Выходящая в ближайшее время Windows 2000 (уже есть CR1) должна решить эту проблему.
Что дает нам эта система:
- поддержка новейшего железа
- впервые в массовой OS поддержка SMP
- поддержка DirectX 7.0
- стабильность работы, унаследованное ядро NT (конечно это понятие относительное)
- дружественный интерфейс и легкость настройки
- очень высокие требования к ресурсам
Последний пункт возможно надолго продлит жизнь Windows 98, которая значительно
менее требовательна к ресурсам. Но от прогресса не убежишь - все остальные нововведения
выглядят чертовски привлекательно. У Windows 2000 есть все шансы, чтобы стать
стандартом для продвинутых игровых платформ. И это в свете поддержки SMP в Unreal
и Quake3.
Разговаривая о процессорах нельзя не упомянуть о технологии SIMD, внедряемой
во все современные процессоры. На основе этой технологии разработаны блоки MMX,
3DNow! и SSE. Очень огорчает отсутствие этой технологии в Celeron(MMX не в счет).
Повсеместное использование этой технологии в ПО выводит в лидеры процессоры
P-III и Athlon. Учитывая примерно равную стоимость и большую производительность
Athlon, можно предположить, что системы на его базе смогут соперничать с двухпроцессорными
Celeron-системами к моменту его массового распространения.
Лидеры рынка 3D одновременно объявили о внедрении наиболее ожидаемых технологий
в их чипы следующего поколения. Речь конечно же о 3dfx и Nvidia. Устав ждать,
когда мощности центральных процессоров будет достаточно, они объявили о интеграции
геометрических сопроцессоров в новые чипсеты Napalm и NV10. С этим событие связано
еще одно распространенное мнение, что отпадет надобность в мощном процессоре.
Это не совсем так: грамотное распределение нагрузки между CPU и видеокартой
по прежнему будет давать существенное преимущество. На самом деле, на слабых
процессорах геометрический сопроцессор не будет давать простаивать 3D-акселератору,
заметно повышая общую производительность системы. Но для повышения реальности
в играх потребуется соблюдение физических законов реального мира, которые существенно
повысят загрузку процессора. К тому же, геометрические сопроцессоры имеют не
бесконечную производительность и в конечном результате тоже будут ограничивать
общую производительность.
Жесткие диски развиваются не так быстро и это скорее всего приведет в определенный
момент к переходу на альтернативные носители информации. Но произойдет это не
скоро. Пока же, можно ожидать, что накопители с частотой вращения шпинделя 7200
об/мин. станут стандартом. Выходом здесь может стать использование RAID-массивов,
интенсивно используемых в серверах. Дешевые решения для массовых дисков с интерфейсом
IDE уже есть и только они смогут обеспечить реальное преимущество интерфейса
UDMA/66.
Рынок мониторов явно смещается к моделям с диагональю 17'. Если тенденцию к
наращиванию дюймов сохранится, то 15'модели займут нишу low-end, полностью вытеснив
14'модели. От этого хорошо станет всем - лишь бы это гонка не пошла в ущерб
качеству.
Смещение периферии на шину PCI должно было произойти уже давно, но мешало требование
совместимости с DOS. Также мешал груз накопленной периферии для ISA откоторого
пришлось бы полностью отказаться. Сейчас этот процесс идет довольно плавно и
к 2000 году должен закончиться. Полный отказ от DOS позволит сделать сбалансированную
архитектуру на базе PCI, которая имеет большую пропускную способность. Связь
с внешним миром будут обеспечивать шины USB и FireWair.
Таким образом в 2000 году будет рождаться практически полностью обновленный
промышленный стандарт персонального компьютера. Это даст нам всем возможность
играть в реалистичные игры и сделает более простым и понятным общение человека
с компьютером. Для профессионалов откроются новые горизонты для проявления своего
таланта и воплощения своих самых передовых проектов.
Первоисточник: hardware.ul.ru
