Microsoft начинает официальные поставки в Россию версий Windows для встраиваемых систем - от карманных мини-компьютеров и мобильных телефонов до промышленных роботов, игровых автоматов и современных электронных устройств, например цифровых видеомагнитофонов. Одни игроки рынка объясняют этот шаг Microsoft долгосрочными планами корпорации, а другие ожидают немедленного роста продаж подобных устройств.
Microsoft подписала дистрибьюторское соглашение с российской компанией "Кварта Технологии" по продвижению в России операционных систем Windows CE .NET и Windows XP Embedded, предназначенных для встраиваемых решений. Более мощная Windows XP Embedded будет стоить около $100, а Windows CE .NET - от $6 до $20, обещает Карстен Брюнот, менеджер по развитию бизнеса мюнхенского офиса Microsoft. По его словам, подобную операционную систему можно использовать даже в швейных машинках, как это делает швейцарская Bernina.
С помощью "Кварта Технологии" в 2004 г. Microsoft собирается продать в России 100 000 - 150 000 лицензий на Windows в этом сегменте, говорит менеджер по продажам решений Microsoft Иван Пашкевич. Причем большая часть придется на мини-компьютеры и мобильные телефоны, добавил он. По словам Пашкевича, "Кварту" выбрали из-за того, что компания имеет большой опыт работы в этом сегменте, она занималась русификацией различных версий Windows для мини-компьютеров Hewlett-Packard и Rover Computers, а также телефонов Motorola. Технический директор "Кварты" Максим Донченко сказал, что 60% доходов компания получает от работы с различными производителями устройств, 30% - от системных интеграторов и 10% - от разработчиков.
Российский рынок карманных персональных компьютеров (КПК) быстро развивается. По оценке аналитической компании Smart Marketing, в 2003 г. было продано 130 000 КПК - на 50 000 больше, чем в 2002 г. Основной операционной системой для КПК в 2003 г. была PalmOS (52% устройств), ей уступили платформа PocketPC под управлением Windows (40% ) и Symbian (6% ). Но продажи Pocket PC в 2003 г. росли быстрее рынка в целом, еще в 2002 г. на нее приходилось лишь 33% устройств.
Руководитель направления КПК Smart Marketing Игнатий Киппельман считает, что выход в этот сектор Microsoft является реакцией на бурный рост рынка. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин уверен, что объявление Microsoft стимулирует продажи смартфонов ( "умных" телефонов с функциональностью портативного компьютера). По его словам, крупные производители не представляли на рынок свои новые модели, ожидая объявления новой операционной системы Windows для сотовых телефонов.
А старший вице-президент компании - разработчика программ для КПК группы компаний Paragon Александр Зудин считает, что обороты российского рынка пока еще недостаточны, чтобы заинтересовать Microsoft. Он полагает, что шаг Microsoft направлен на долгосрочную перспективу, а не на получение доходов в ближайшие годы.
В России многие компании уже продают КПК с русифицированной Windows. Как сказал Иван Пашкевич, российская компания Rover Computers до сих пор приобретала Windows у зарубежного дистрибьютора. Начальник отдела маркетинга Rover Computers Андрей Андреев считает, что начало официальных продаж Windows для КПК на рынок не повлияет, ведь основные игроки уже решили проблему локализации системы.