Решение Microsoft о снижении розничных цен на некоторые версии своего ПО Office — реакция, скорее, на внутреннее давление, чем на внешнюю конкуренцию, полагают аналитики. Во вторник софтверный гигант объявил о своем намерении снизить цены на Office XP Standard и Office XP Professional примерно на 15%, а на самостоятельные версии приложений из этих пакетов — Word, Excel и др. — еще больше. Руководители Microsoft говорят, что снижение цен отражает стремление компании удовлетворить запросы потребителей, но аналитики видят более сложные мотивы, связанные в основном с ситуацией в самой Microsoft.
Главный из них — это прошлогодний выпуск версии Office XP для преподавателей и студентов за 149 $ — в то время более чем на 300 $ дешевле стандартной версии Office XP. Эта версия стала очень популярной, и на ее долю пришлась подавляющая часть всех розничных продаж Office XP за прошлый год. Причем что-то не видно было, чтобы Microsoft и розничные продавцы предпринимали особые усилия, направленные на ограничение круга покупателей преподавателями и студентами. По мнению аналитика Directions on Microsoft Пола Дегрута, преподавательско-студенческая версия оказалась успешной с точки зрения расширения рынка для Office ХР. "Это демонстрирует, что потребители в принципе заинтересованы в приобретении полной версии Office, — говорит он. — Microsoft поняла, что недобрала много денег".
Однако цены для бизнес-заказчиков не изменились, что создает труднообъяснимое для компании неравенство. "Преподавательско-студенческой версией они связали себе руки, — говорит Дегрут. — Если Microsoft может с выгодой продавать этот комплекс меньше чем за 200 долларов — тогда почему я должен платить вдвое дороже?".
Новые розничные цены сократили разрыв для некоторых покупателей, но оставили в стороне предприятия, покупающие ПО в рамках оптовых лицензионных соглашений. В начале этой недели Microsoft объявила об изменениях условий своей спорной программы лицензирования, но они вряд ли будут настолько глубокими, чтобы удовлетворить бизнес-заказчиков, многие из которых продолжают работать со старыми версиями Office, считает Дегрут. В результате Microsoft, возможно, придется понизить цены для организаций при выпуске в этом году следующей версии Office — Office 2003.
Microsoft сталкивается также с тем, что ей все труднее и труднее убеждать потребителей и предприятия в необходимости обновлять свое ПО, отмечает аналитик ARS Тони Дюбойз. Изменения, внесенные в последние версии Office, носят непринципиальный характер, и у большинства пользователей уже есть все, что им требуется для работы с текстом.
|