Аналитическая компания Gartner в своих исследованиях выделила пять основных тенденций, которые в ближайшее десятилетие приведут к изменениям в полупроводниковой промышленности. По ее прогнозам, количество производителей существенно сократится, и 40% из сегодняшних сотен поставщиков полупроводниковой продукции выйдут из игры.
Среди тенденций отмечены рост степени интеграции устройств (закон Мура), рост масштабов производства, перенос акцента с промышленного на потребительский рынок, рост роли поставщиков услуг и новые, революционные технологии.
Рост интеграции устройств – наиболее значимая тенденция. В соответствии с ней увеличивается быстродействие чипов, уменьшается рассеивание энергии, растет функциональность каждого чипа, снижается стоимость систем и уменьшаются физические размеры готовых изделий. «Увеличение затрат и сложность дизайна, рост содержания систем и их большая гибкость означают, что в будущем у меньшего количества производителей хватит возможностей для изготовления чипов» - здесь и далее приводятся комментарии Джима Талли (Jim Tully), вице-президента и руководителя исследовательского направления компании Gartner.
Вторая тенденция – рост стоимости и масштабов производства. Предприятия по производству становятся очень дорогими, и фабрики нового поколения неизбежно будут «не по карману» большинству из существующих производителей. Талли комментирует: «Чтобы выжить, большие и дорогостоящие фабрики должны будут экономить за счет масштабов производства, производя большое количество преимущественно стандартных чипов, которые могут быть изготовлены в стандартных условиях. Эти стандартные чипы будут подгоняться под специфические приложения уже после их изготовления. Это означает, что в будущем останется небольшое количество производителей, но это не приведет к высокому уровню цен на чипы, поскольку отрасль отличается высокой капиталоемкостью и высокой конкуренцией».
Третьей тенденцией является возрастание значимости потребительского рынка. Согласно прогнозу, к 2013 году более 50% проданных чипов будут применяться в оборудовании, предназначенном для использования конечными потребителями. Одна из сложностей, с которыми могут столкнуться производители – это то, что пользовательский рынок может вести себя непредсказуемо (из-за моды или человеческих причуд). Поэтому может быть сложно спрогнозировать, чего же захотят потребители.
«Общая емкость пользовательского рынка обычно высокая и общий размер его широк. В то же время, маржа на продукции для пользователей невелика и значения индивидуальных категорий продуктов могут быть неожиданно малыми. Уменьшение количества чипов на одно приложение, происходящее по причине интеграции, также играет роль в сдерживании роста» - отметил Талли.
В прошлом многие полупроводниковые продукты после выпуска работали сами по себе, тогда как в настоящее время все большее количество оборудования обретает способность поддерживать соединения с локальными сетями и интернетом, и в связи с этим возрастает роль компаний, предлагающих апгрейды, контент и другие сервисы. По мнению Gartner, доходы от предоставления услуг в будущем будут превосходить доходы от собственно продаж оборудования, а компании, предоставляющие услуги, будут поддерживать бренды и контролировать дизайн и производство электронного оборудования.
Полупроводниковая промышленность начиналась с новых технологий, они же и продолжают придавать импульс индустрии. Большинство из них способствуют последовательному развитию. В то же время прогнозируется, что некоторые революционные технологии будут значительно влиять на индустрию, причем непредсказуемым образом. В качестве примеров таких технологий приводятся процессы струйной печати, светоизлучающие полимеры, углеродные нанотрубки, молекулярные транзисторы и логика на основе ДНК-протеиновых соединений.
|