Один из изобретателей аудиоформата МР3 предложил новую технологию, которая, как он надеется, революционизирует аудио, создавая сверхреалистичный звук в кинотеатрах, тематических парках, а со временем и в гостиных.
Карлхайнц Бранденбург, директор Института медиатехнологий Фраунгофера, и его коллеги продемонстрировали в Лос-Анджелесе представителям голливудских студий и таких гигантов, как Disney, новую технологию Iosono. Бранденбург известен важной работой, которая привела к созданию формата МР3, тоже разработанного в Институте Фраунгофера.
Новый продукт производит истинный «трехмерный звук», способный, например, создать впечатление, что лошадь скачет по центральному проходу зрительного зала, или что выстрелы раздаются за стенами кинотеатра. Лучшие из существующих колонок surround sound позволяют приблизиться к этому только в небольшой «зоне наилучшего восприятия» шириной, быть может, в несколько футов, тогда как система Iosono создает иллюзию реальности для всего зала.
«Это заветная мечта — объемный звук, производящий впечатление, что вы находитесь в другом месте, — сказал Бранденбург в интервью. — ПК стали достаточно быстродействующими, чтобы производить необходимые вычисления в реальном времени. Десять лет назад это было неосуществимо».
Проект являет собой заметный рывок в развитии метода записи звука, который мало изменился с тех пор, как Томас Эдиссон экспериментировал с фонографом в 70-е годы XIX века. Как запись видео полностью трансформировалась с появлением цифровых камер и микропроцессоров, так и запись и воспроизведение звука будут преображены последним поколением ПК и процессоров.
Техника усиления звука много лет оставалась практически неизменной. Звуковые волны преобразуются в электронные импульсы, которые в конечном счете вновь становятся звуковыми волнами в динамиках. В начале 30-х годов был запатентован «стереофонический» метод записи звука, когда два источника звука создают иллюзию объемности.
Современные стереосистемы представляют собой усовершенствование этого метода. Звук расщепляется на «каналы» для разных динамиков, и для создания впечатления погружения на него накладываются такие эффекты, как эхо или реверберация.
Однако условием срабатывания большинства из этих аналитических приемов является то, что идеальный слушатель находится точно в центре между колонками, где сходятся звуковые волны.
|