К настоящему моменту рынок жестких дисков и их компонентов - головок, блинов и моторов поделен между несколькими крупными компаниями.
Одной из причин отсутствия появления новых игроков является то, что жесткие диски становятся высокотехнологичными устройствами, соответственно увеличиваются и затраты на разработку жестких дисков, а, стало быть, и увеличен "порог", необходимый для проникновения на рынок. В 2002 году, отмечают обозреватели Nikkei Electronics Asia, рост рынка жестких дисков составил менее 10%. С этого же года темпы роста могут значительно увеличиться, поскольку жесткие диски все чаще используются в потребительских товарах массового спроса: навигационных системах для автомобилей, бытовых DVD-рекордерах и т.п.
Несмотря на низкие темпы развития ИТ-сектора, который является основным рынком сбыта жестких дисков, в 2002 году во всем мире было продано более 200 млн. накопителей. В этом году, совместные продажи 3,5" и 2,5" дисков согласно прогнозам, составят почти 220 млн. устройств.В 2003 году 3,5" диски по-прежнему доминируют на рынке. Ожидается, что их доля составит 81,3% (почти 179 млн. штук), оставшиеся 18,7% — 2,5" диски (около 41 млн. штук). Однако, как отмечают аналитики, грядет постепенный переход на 2,5" диски. Одна из причин этого – такие диски оптимальны для использования в ноутбуках, которые вытесняют обычные настольные ПК. Вторая причина уже называлась – использование в бытовой электронике. Несмотря на предполагаемый рост рынка жестких дисков, производители продолжают объединять операции или покупать друг друга, "уходя", порой с рынка вместе. Такая тенденция в результате приводит к излишней консолидированности рынка. Так, например, Hitachi приобрела отделение IBM, занимающееся жесткими дисками, в декабре 2002 года и основала Hitachi Global Storage Technologies (Hitachi GST) аналогичным образом в июле 2003 года американская Western Digital Corp (WD) приобрела производителей магнитных головок для накопителей, Read-Rite, а в августе производитель двигателей, Nidec, объявил о приобретении компании с аналогичным профилем, Sankyo Seiki Manufacturing. Все такие перестановки и приводят к увеличению стоимости разработки новых решений.