Google празднует свой пятый день рождения. Из скромной затеи двух энтузиастов она выросла в интернет-гиганта, услугами которого ежедневно пользуются миллионы человек в 80 странах. А истоия начиналась так: 7 сентября 1998 года Google въехал в свой первый "офис" - гараж в городке Менло Парк, штат Калифорния. Впрочем, к тому моменту основатели Google уже имели в своем распоряжении миллион долларов, собранный по друзьям, родственникам и инвесторам, рискнувшим вложить свои деньги в еще один интернет-проект.
Основатели Google - аспиранты Стэнфордского университета Сергей Брин и Ларри Пейдж. В одном из интервью Брин, уроженец Москвы, объяснил появление Google так: "Когда мы начинали, было несколько поисковиков, но качество их работы оставляло желать лучшего. Каждый запрос возвращал вам около тысячи результатов, отсортированных в случайном порядке". Именно релевантность результатов, их соответствие запросу, была поставлена во главу угла новой системы.
В 1998 году Google ежедневно обрабатывал 10 тысяч запросов. Сейчас - около 200 миллионов. Помимо просто поиска можно заниматся сравнением цен на товары в сетевых магазинах, читать новости и веблоги. Есть даже служба блокировки назойливой интернет-рекламы.
Название Google происходит от слова "гугол", числа, выражаемого единицей со ста нулями. За пять лет из существительного Google превратился и в глагол. "Прогуглировать", к примеру, можно своих новых знакомых, запустив в сети поиск на их имена. Появились производные: к примеру, игра googlewhacking ("гуглгадайка"), заключающаяся в том, чтобы при самом коротком запросе получить в результате поиска всего одну интернет-страницу.
Впрочем, вначале разработанная Брином и Пейджем система называлась BackRub, что можно перевести на русский как "Ты мне - я тебе". Разработчики исходили из того, что число ссылок на самые популярные или полезные страницы возрастает. К этой - основной - идее была добавлена и система, поднимавшая на первые позиции в результатах поиска страницы, упомянутые в виде ссылок на наиболее популярных сайтах.
Одним из главных показателей популярности Google является не только число посещений, но и количество усилий затрачиваемых создателями страниц на то, чтобы добиться высокого рейтинга. Многие пытаются обмануть технологию поисковика, публикуя огромное число страниц, ссылающихся друг на друга. Кое-кто специально публикует фрагменты текста, подстроенные под определенные запросы.
Особую проблему представляют веблоги, по определению снабженные огромным количеством ссылок. Иногда веблог, указывающий на определенную страницу становится, в результате, более популярен, чем сама страница. Компания Google планирует создать отдельную поисковую страницу для сетевых журналов.
Google кормит уже не только фирму-основатель, но и многих компьютерных консультантов, зарабатывающих на составлении стратегий, которые позволят страницам той или иной компании подняться повыше в результатах запроса. За пять лет из подручного инструмента Google превратился в систему, определяющую успех того или иного сайта.