Браузеру Netscape исполнилось 10 лет. Тень его прошлого заслоняет то, что от него осталось сегодня, однако огонь одного из самых памятных брендов в истории веба еще не совсем угас. Как стало известно, America Online, которая долгие годы мусолит свое дорогостоящее приобретение, вновь готовит возрождение Netscape. Этот шаг вызывает удивление, учитывая, что менее года назад компания уволила сотни программистов Netscape и, как сообщалось, разрабатывает самостоятельный браузер на базе конкурирующей технологии Internet Explorer.
Тем не менее, источники, знакомые с планами компании, говорят, что отделение Time Warner наносит последние штрихи на новые версии браузера и веб-портала Netscape. Компания планирует представить их вместе с новой маркетинговой стратегией в декабре или январе. AOL отказалась рассказать о новых возможностях Netscape, но источники говорят, что это не тот браузер, который разрабатывается на базе IE и тоже находится в работе. AOL хранит молчание и о портале вместе с маркетинговой инициативой, пообещав только, что продукт выйдет к Новому году.
На этой неделе Netscape отмечает десятилетие в вебе на фоне признаков беспрецедентного возрождения браузера. Но AOL придется побороться за то, чтобы сохранить этот угасающий бренд в свете рампы. Доминирующий браузер Microsoft IE много лет не демонстрировал существенных усовершенствований, предоставив шанс молодым конкурентам, включая потомка Netscape — Firefox, Opera от Opera Software и Safari от Apple Computer. Но несмотря на мерцание благоприятных возможностей на рынке браузеров, слабеющий Netscape, переживший многолетние унижения от рук Microsoft и преданный забвению после того, как в 1999 году AOL приобрела компанию почти за 5 миллиардов долларов, может оказаться на обочине.
Microsoft продолжает твердо держаться на рынке браузеров. Но начинает чувствовать приближение перемен, вызванных нарастающей неудовлетворенностью функциональными возможностями IE и серьезными проблемами безопасности. Влиятельные секьюрити-группы, такие как Computer Emergency Readiness Team при Министерстве внутренней безопасности США, рекомендуют веб-серферам отказаться от браузера Microsoft, хотя после выхода в прошлом месяце секьюрити-апдейта для пользователей Windows ХР критика несколько поутихла. Как ни странно, важным катализатором конкуренции стали не коммерческие разработки браузеров, а усилия коллективов программистов open-source.
Хотя Netscape дала жизнь основному проекту разработки браузера open-source, Mozilla, AOL пока не извлекла никаких выгод от недавних успехов этой группы. Предварительные версии Mozilla и Firefox получают одобрительные отзывы, но AOL продолжает использовать IE в качестве браузера по умолчанию для своей проприетарной онлайновой службы и в качестве основы для планируемого автономного браузера. В последние месяцы AOL слабо продвигала Netscape 7, основанный на версиях Mozilla, предшествующих Firefox, и в последний раз обновленный в августе.
Еще до выпуска полноценной версии 1.0 — теперь он планируется на вторую неделю ноября — Firefox перевыполнил свой план в 1 млн загрузок за 10 дней, показал 4,3 млн загрузок за один месяц, удостоился аплодисментов обозревателей и вызвал интерес у корпоративных разработчиков, включая Nokia. Отдельные показатели указывают на то, что этот браузер способен поколебать пока еще бесспорное лидерство Microsoft.
Даже сам основатель Netscape Марк Андрессен, в прошлом году оценивший средства навигации браузера как "неудобные", недавно выступил с похвалами в адрес Firefox, который, по его словам, наряду с Safari может угрожать IE. Один из соратников Андрессена по ранней поре Netscape назвал это принятием желаемого за действительное, отметив, что в случае возникновения серьезной угрозы у Microsoft найдутся ресурсы для защиты своего доминирования.
И все же, учитывая застой, который IE переживает вот уже три года, аналитики благодарят Firefox за то, что тот разбудил у AOL интерес к браузеру. "Любопытно, что реальным центром притяжения служит уже не Netscape, — говорит Гартенберг из Jupiter. — Это Firefox. Вне всякого сомнения, Firefox стал одним из наиболее интересных явлений в этой области с 1999 года. Им надо попытаться как можно полнее использовать его популярность для продвижения бренда".
|